Распоряжение минтранса рф: новые нормы и правила в сфере транспорта

Особенности перевозки инвалидов Доступный транспорт
Contents
  1. Требования к обеспечению программы «Доступная среда» для инвалидов
  2. Ответственность за нарушение обеспечения безбарьерной среды для инвалидов
  3. Слайд 5Информационно-сервисный «Центр содействия мобильности ОАО «РЖД»8-800-510-11-11(звонок по России бесплатный)☎Пассажирам с нарушениями
  4. Кто может оформить заявку?
  5. Реализация государственной программы поддержки инвалидов «Доступная среда»
  6. Бесплатный проезд для инвалидов
  7. Слайд 6 На сайте запущен информационный контент «Вокзал для всех», с
  8. Перевозчики обеспечивают:
  9. Слайд 4Подготовка персонала, формирование современной корпоративной культуры ОАО «РЖД» по обслуживанию пассажиров
  10. Услуги по организации доступной среды для инвалидов на транспорте
  11. Стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов
  12. Постановление по созданию доступной среды для инвалидов
  13. Специализированный транспорт для перевозки инвалидов

Требования к обеспечению программы «Доступная среда» для инвалидов

Установлено также требование требования к доступной среде для инвалидов о соблюдении правил обеспечения беспрепятственного доступа при планировании и застройке городов и других населенных пунктов, при формировании жилых и рекреационных зон, проектировании строительства и реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, а также при разработке и производстве транспортных средств общего пользования, средств связи и информации. На финансирование указанных мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур выделяются целевые бюджетные ассигнования, ежегодно предусматриваемые в составе федерального, регионального или местного бюджетов. Реализация указанного требования программы поддержки инвалидов «Доступная среда» обеспечивается нормами Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в состав проектной документации объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектов транспорта, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда обязательно должен включаться перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к таким объектам.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в рамках формирования доступной среды для инвалидов обязывает организации, которые производят транспортные средства, а также осуществляют транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых (форм), оборудовать указанные средства, а равно вокзалы, аэропорты и другие объекты транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами для обеспечения инвалидам возможности беспрепятственно пользоваться услугами транспорта.

В рамках создания доступной среды инвалиды имеют право вне очереди получить место под строительство гаража или для стоянки технических и других средств передвижения рядом с местом их жительства. Кроме того, действует императивное правило о выделении мест (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха. Число таких парковочных мест должно составлять не менее 10% от общего количества на стоянке (остановке), как минимум одно место. Согласно организации доступной среды+для инвалидов эти места запрещено занимать другими транспортными средствами. За пользование выделенными парковочными местами с инвалидов не может взиматься какая-либо плата.

Ответственность за нарушение обеспечения безбарьерной среды для инвалидов

Административное законодательство устанавливает ответственность юридических и физических лиц за нарушение требований обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в плане беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает следующие составы правонарушений, посягающих на права инвалидов на «доступную среду»:

  • ст. 5.43: нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • ст. 9.13: уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • ст. 9.14: отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • ст. 11.24: нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей;
  • ст. 12.19: нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 3000 до 5000 рублей.

На уровне субъектов Федерации могут вводиться дополнительные меры ответственности за нарушение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов. В частности, согласно статье 8 Закона г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3, в случае выявления неоднократного нарушения организацией требований этого закона об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы в период строительства и проведения ремонтных работ объектов и территорий, а также при совершении повторного нарушения в течение 1 года с момента наложения штрафа юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.

Слайд 5Информационно-сервисный «Центр содействия мобильности ОАО «РЖД»8-800-510-11-11(звонок по России бесплатный)☎Пассажирам с нарушениями

функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения из числа инвалидов и других маломобильных граждан бесплатно предоставляются услуги:

В 2016 г. услуги сопровождения и помощи оказаны более 100 тыс. маломобильных пассажиров, из них около 40% подали заявки в ЦСМ ОАО «РЖД»

Услугами Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» можно воспользоваться на более 413 вокзалах.

информационно-справочное обслуживаниеприем и обработка заявок на оказание помощи и сопровождения маломобильным пассажирам на вокзалахприем заявок на резервирование мест в купе для инвалидов поездов дальнего следования и на специализированные места для инвалидов скоростных поездов.

Расположенных в городах-миллионниках Вблизи курортных зон Вблизи оздоровительных и реабилитационных центров

Помощь маломобильным пассажирам оказывается штатными работниками вокзальных комплексов. Реализован пилотный проект формирования специализированных служб на 36 вокзалах.В 2017 г. планируется сформировать службы помощи на 70 вокзалах

Услуги по сопровождению и помощи, маломобильным пассажирам на вокзалах

Кто может оформить заявку?

  • маломобильные пассажиры с инвалидностью I и II группы, имеющие стойкие расстройства функции зрения, слуха и самостоятельного передвижения;
  • дети-инвалиды и их представители;
  • пассажиры, следующие на носилках и имеющие временные ограничения здоровья с выраженными нарушениями функций зрения или передвигающиеся в креслах-колясках, с использованием костылей, ходунков, других технических средств передвижения (это должно быть подтверждено медицинскими документами).
  • организация встречи на территории вокзального комплекса;
  • сопровождение от/до транспортного средства (автомобиля) по территории вокзального комплекса, его основным зонам (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункты, санитарные комнаты и иные помещения обслуживания пассажиров, пассажирские платформы);
  • оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформление проездных документов, пользование камерой хранения и т.д.);
  • предоставление места на вокзале для временного пребывания пассажира на период ожидания транспортного средства;
  • предоставление кресла-коляски, ходунки, трости и иные вспомогательных технические средства передвижения;
  • оказание содействия при перемещении ручной клади, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см, бесплатно для маломобильных пассажиров:
  • следующих в общих, плацкартных и купейных вагонах – не более 2 мест ручной клади общим весом не более 36 кг;
  • следующих в вагонах СВ – не более 3 мест ручной клади общим весом не более 50 кг.
  • оказание помощи в передвижении инвалидам по зрению при выгуле собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки;
  • оказание помощи при посадке (высадке) в поезда дальнего следования.

Примечание: Работники железнодорожного транспорта, оказывающие услуги по сопровождению и помощи маломобильным пассажирам, не являются медицинскими работниками, поэтому не могут оказывать медицинские услуги.

постоянно находиться рядом с пассажиром во время поездки в поезде, во время ожидания поезда или транспортного средства инвалида на вокзале;
распаковывать или хранить личные вещи пассажира, принимать денежные средства с целью передачи (например, для оплаты услуг). При необходимости, возможно сопровождение пассажира к кассе, к камере хранения и т.д.;
оказывать помощь в уходе за пассажиром и в проведении медицинских процедур (принятии пищи, выполнении санитарно-гигиенических процедур, смене одежды, приеме лекарств, обработке ран, наложении повязок, компрессов и др.).

Реализация государственной программы поддержки инвалидов «Доступная среда»

Разумеется, разработка и реализация обширного комплекса мер по формированию «безбарьерной среды» для инвалидов — это дело не одного дня и даже года. Для этого необходимо аккумулировать значительные ресурсы — как временные, так и финансовые, в связи с чем государство вводит плановый переходный период. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2020 г. № 297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Программа включает ряд мероприятий по организации доступной среды для инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы. Главной целью программы обозначена свободная интеграция инвалидов в общество.

В свете создания безбарьерной среды для инвалидов, в связи с принятием дополнительных ориентиров формирования доступной среды инвалидов, обозначенной в Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., с 1 января 2020 г. вступает в силу ряд изменений в смежные с этим вопросом законы:

  • в законодательство, регулирующее порядок реализации избирательных прав граждан и право на участие в референдуме, вводится требование о специальном оборудовании помещений для голосования с целью обеспечения беспрепятственного доступа к ним избирателей и участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем;
  • в законодательство, регулирующее перевозки, вносятся изменения, направленные на повышение уровня доступности для инвалидов внутреннего водного и морского транспорта, предназначенного для обслуживания пассажиров транспорта, и объектов его инфраструктуры; пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.

Бесплатный проезд для инвалидов

В России транспортные льготы считаются формой региональной поддержки, поэтому действуют они только в ряде субъектов. Так, бесплатный проезд в общественном транспорте для инвалидов 1, 2 и 3 групп есть в Москве. В других городах можно приобрести социальную карту, которая значительно снижает стоимость проезда, или предъявить удостоверение об установлении инвалидности и получить скидку на месте.

Транспорт, перевозящий людей с ограниченными возможностями, должен быть оборудован специальными средствами и приспособлениями для более безопасного и комфортного передвижения. Так, РЖД выделяет отдельные купе для инвалидов, оснащенные дополнительными ремнями, поручнями и др.

Слайд 6 На сайте запущен информационный контент «Вокзал для всех», с

размещенной на нем Картой доступности вокзалов России

Обеспечение доступности пассажирской инфраструктуры и подвижного состава

При строительстве и реконструкции железнодорожных вокзалов и пассажирских остановочных пунктов ОАО «РЖД», учитываются требования по обеспечению доступности для пассажиров из числа инвалидов

Приобретаемый подвижной состав (специализированные вагоны для перевозки инвалидов) доступен для пассажиров из числа инвалидов

В соответствии с разработанной методикой в 2016 -2117 г. планируется проведение обследования и паспортизации объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для пассажиров из числа инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг

По результатам оценки формируется дорожная карта

Перевозчики обеспечивают:

возможность провозить, не сдавая в багаж (сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа) и без взимания платы трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску, предназначенные для личного пользования;
резервирование проездных документов для проезда на местах для инвалидов и сопровождающих их лиц (с указанием номера места). Указанные места ограничены в свободной продаже, резервирование проездных документов осуществляется по обращению пассажира из числа инвалидов к перевозчику непосредственно в пункты продажи или по телефону (по специально организованному каналу связи). Приоритетные условия установлены для инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски;

Слайд 4Подготовка персонала, формирование современной корпоративной культуры ОАО «РЖД» по обслуживанию пассажиров

из числа инвалидов

утвержден перечень профессий работников пассажирского комплекса, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов для организации инструктирования или обучения;

В целях реализации требований Федерального законодательства в части осуществления инструктирования или обучения персонала, по вопросам, связанным с обслуживанием
пассажиров из числа инвалидов

при приеме на работу обеспечивается проведение инструктажа;

в программы дополнительного профессионального образования включаются вопросы, связанные с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов;

в планы проведения технической учебы с работниками ежегодно включаются соответствующие вопросы, при этом результаты обучения контролируются путем сдачи работниками зачетов.

Услуги по организации доступной среды для инвалидов на транспорте

Осуществляя услуги по организации доступной среды для инвалидов, перевозчик на железнодорожном транспорте и владелец инфраструктуры должны обеспечить доступность объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг инвалидам наравне с другими пассажирами, в том числе:

  • оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи;
  • дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах;
  • ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме.
  • помощь при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд и выходе из него, до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда, а также обеспечение посадки в транспортное средство инвалидов и высадки из него;
  • предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок;
  • допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Государственная программа «Доступная среда»для инвалидов предусматривает в поездах дальнего следования пассажирам из числа инвалидов безвозмездно предоставлять вспомогательные средства, в том числе кресла-коляски, а также обеспечивать провоз собак-проводников при наличии специального документа. На железнодорожных вокзалах и в поездах дальнего следования обслуживать пассажиров должны сотрудники, прошедшие инструктаж или специальное обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов. Пассажиры, являющиеся одновременно инвалидами по слуху и зрению, принимаются к перевозке железнодорожным транспортом общего пользования только в сопровождении пассажира, оказывающего помощь инвалиду.

Согласно программе «Доступная среда для инвалидов» в 2020 году при перевозках автомобильным и городским наземным электрическим транспортом пассажирам из числа инвалидов должны быть обеспечены условия доступности перевозки как их самих, так и багажа. Условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами должны удовлетворять тем же требованиям, что и для железнодорожных перевозок.

Стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов

В целях исполнения требований Конвенции о правах инвалидов в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ряд сопутствующих нормативно-правовых актов были внесены изменения, направленные на доступ инвалидов к объектам инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной) и услуг (учреждений культуры и искусства, медицинских организаций, объектов связи, избирательных участков и др.). Закрепляются минимальные стандарты формирования безбарьерной среды для инвалидов: органы государственной власти и местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

  • условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  • условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
  • возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
  • сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
  • надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  • допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
  • оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Все эти стандарты по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инфраструктуры (транспортной, социальной и инженерной) должны учитываться при строительстве и реконструкции объектов различного назначения.

Постановление по созданию доступной среды для инвалидов

На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность проведения мероприятий, направленных на повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности. Порядок и сроки разработки таких мер утверждены постановлением по созданию доступной среды для инвалидов, утвержденным Правительством РФ от 17 июня 2020 г. № 599 которое вступает в силу с 1 января 2020 г.20 Регионы на своем уровне реализуют требования международных и федеральных нормативно-правовых актов о повышении уровня доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, расположенных на их территории. Так, в Законе г. Москвы от 17 января 2001 г. №3 о формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов указывается, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

  • визуальной и звуковой информацией;
  • специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
  • звуковой сигнализацией у светофоров;
  • телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
  • санитарно-гигиеническими помещениями;
  • пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
  • пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
  • специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
  • пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
  • пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Дополнительно Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации» вменяет в обязанность органам государственной власти, также организациям, оказывающим услуги населению, проводить инструктажи и обучение специалистов, которые работают с инвалидами, по вопросам обеспечения доступной среды для инвалидов и услуг для лиц с ограниченными возможностями.

Если уже построенные объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно приспособить с учетом потребностей инвалидов без проведения их реконструкции или капитального ремонта, то до этого времени собственники таких объектов должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, по возможности, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или дистанционно. Такие меры подлежат согласованию с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего поселения, муниципального района, городского округа.

Специализированный транспорт для перевозки инвалидов

Не каждый перевозчик имеет оборудование для транспортировки лиц с ограниченными возможностями, в связи с чем были введены социальные такси. Они позволяют пассажирам передвигаться с необходимыми удобствами и меньше платить за проезд. Чтобы воспользоваться этим видом транспорта, нужно оформиться во Всероссийской организации инвалидов и получить карту для проезда, а также талоны. Оба документа нужно предъявлять водителю одновременно.

Социальное такси со скидкой от 50% может отвезти в:

  • оздоровительное учреждение (при предъявлении путевки);
  • аптеки, входящие в перечень тех, которые обеспечивают бесплатными государственными медикаментами;
  • муниципальные учреждения города: поликлиники, ПФР, МФЦ и т.д.;
  • аэропорт, ж/д вокзал, автовокзал;

Такси, как и вагоны для инвалидов – популярная услуга, поэтому нередко на них образовывается очередь. Первыми обслуживаются граждане на инвалидных колясках, затем дети, люди с 1 группой и т.д.

Rate article